Пресненский суд признал незаконным снятие с жилищного учета семьи истицы, бывший муж которой приобрел другое жилье

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2013 г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Моториной И. Г.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4212/2013 по заявлению ____________ о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы от 09 ноября 2012г. № У56-13897 о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить их на учете очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с вышеназванным заявлением , в обоснование своих требований указывают. что зарегистрированы в составе семьи из пяти человек в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Москва, ул. _________. 17.05.99 г. семья заявителей в составе трех человек (___________) принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории учета «общие основания».
09.11.12 г. Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы № У56-13897 заявители были сняты с жилищного учета в связи с обеспеченностью жилыми помещения выше нормы предоставления, тле бывший муж _______ - _________ имеет в собственности отдельную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ______________ общей площадью 63 кв.м.
Заявители считают данное распоряжение незаконным и подлежащим отмене, указав, что наличие жилого помещения у _______ не порождают у них никаких прав пользования вышеуказанным жилым помещением, так как данная квартира была приобретена _________ после расторжения брака со ___________, а, следовательно, не может являться совместно нажитым имуществом.
________ и представитель всех заявителей по доверенности Симонов В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
ДЖП и ЖФ г.Москвы в суд не явился, извещен, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть его при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявители в составе, семьи из пяти человек (_________) зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: г, Москва, ул. _______, где занимают отдельную однокомнатную квартиру, площадью жилого помещения 35,7 кв.м., жилой 18,4 кв.м. Собственником данного жилого помещения является ___________ на основании договора купли - продажи от __.__.1992 г.
__.__.90 г. ________ вступила в брак с _______. От совместного брака в 1991 г. у супругов родился сын ________.
__.__.92 г. ______ приобрел в собственность вышеуказанную однокомнатную квартиру по ул. ___________.
__.__.94 г. брак между ________ и _________ был расторгнут.
17.05.99 г. семья заявителей в составе трех человек (____________) принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории учета «общие основания».
В 2007 году _________ в собственность была приобретена двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 63,0 кв.м по адресу: Москва, ___________.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Из положений этих норм следует, что истцы, поставленные на учет нуждающихся в предоставлении жилья до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с такого учета в случае, если утрачены основания, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий определялись статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и основания снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. Такое регулирование является прерогативой законодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Данное положение направлено на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанное право прекращается только по основаниям, предусмотренным законом, в том числе, в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Такой случай наступает, в частности, при обеспеченности названных граждан жилой площадью по договору социального найма по действующим социальным нормам.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», действовавшего на дату вынесения оспариваемого распоряжения, норма предоставления площади жилого помещения также составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п.1 Закона г. Москвы № 29 площадь жилого помещения - состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В силу ст. 16 указанного Закона, не реже одного раза в пять лет уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы проводят перерегистрацию жителей г. Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. При выявлении в ходе перерегистрации жителей г. Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченные органы исполнительной власти г. Москвы принимают решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со ст. 15 указанного Закона.
Частью 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» предусмотрено, что к членам семьи заявителя (то есть лица, признанного нуждающимся в жилых помещениях) относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы № 29 во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Ни ст. 9 Закона г. Москвы № 29, ни какой-либо другой нормой этого или иного закона не предусмотрено, что после того как гражданин был поставлен на жилищный учет, уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения в течение всего периода нахождения на жилищном учете следует определять с учетом жилой площади членов его семьи, которые на жилищном учете не состоят.
Кроме того, из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы № 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом, при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Из этого также следует, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения лиц, которые состоят на жилищном учете, не подлежат учету жилые помещения членов их семей, которыми (жилыми помещениями) стоящие на жилищном учете лица не имеют право пользоваться.
Как уже указывалось выше, распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы №У56-13897 от 09.11.2012 г. семья заявителей в составе из трех человек была снята с жилищного учета, в связи с обеспеченностью семьи жилыми помещения выше нормы предоставления.
При вынесении оспариваемого распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы было принято во внимание, что бывший муж _________ - _______ приобрел в собственность отдельную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, _____________ общей площадью 63 кв. м. В связи с указанными обстоятельствами, на момент вынесения оспариваемого распоряжения, ДЖП и ЖФ г.Москвы установлена обеспеченность заявителей жилыми помещениями более нормы предоставления, установленной в размере 18 кв.м на одного человека.
Вместе с тем, суд находит, что семья заявителей в составе из трех человек на момент вынесения оспариваемого распоряжения не приобрела право собственности на жилое помещение ________ в виде двухкомнатной квартиры расположенной по адресу: г. Москва, _________, так как последними вышеуказанное жилое помещение было приобретено в собственность на основании договора купли-продажи в 2007 г., т.е. уже после расторжения барка со _________ и не может являться совместно нажитым имуществом.
Кроме того, на момент вынесения указанного распоряжения и ранее ___________ его дочь ___________ на жилищном учете в составе семьи заявителей не состояли; на улучшение жилищных условий не претендуют.
Таким образом обеспеченность семьи _________ в составе из трех человек на момент принятия оспариваемого Распоряжения должна была определяться исходя из площади только того жилого помещения, правом пользования которым она имеет, т.е. жилым помещением в виде однокомнатной квартиры, площадью жилого помещения 35,7 кв.м., жилой 18,4 кв.м., расположенной по адресу: г. Москва, ул. _______________________.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, требования заявителей законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 09 ноября 2012 г. № У56-13897 о снятии ______________ с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить _________________ на учете очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение одного месяца.
Судья:
Решение вступило в законную силу 26 мая 2014 г.